Четверг, 09.05.2024, 20:14
Приветствую Вас Гость | RSS

Африканские барабаны

Категории раздела

Интересное

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Стили африканской музыки
Одна из особенностей музыкальных стилей Африки - их вопросно-ответный характер, который дополняется форсированной полиритмикой. При одновременном звучании различных ритмов возникает множество ритмических слоёв, сливающихся в единое сложное целое. В этой полиритмической целостности каждый музыкант, танцор или слушатель имеет собственное место. Именно это и объясняет вопросно-ответный характер африканской музыки. Песенный жанр в африканской музыке - это вопросно-ответные ситуации, где солист и хор повторяют предложения. При этом хор часто состоит из публики. Таким образом, исполнение музыки в африканской культуре и её слушание - это форма коммуникации. Слушать африканскую музыку - это не то же самое, что слушать западно-европейскую музыку. Женщина, качающая младенца в колыбели, разговор на деревенской улице, работающие на поле крестьяне, игра в шашки... В Африке всё это происходит полиритмично. Вследствие этого у африканской культуры есть одна характерная черта - подчёркнутость контекста каждого элемента и его связь с целым. Также и в музыкальных событиях, контекст социальной ситуации - это самое важное. Цель в африканской музыке - завлечь максимальное количество людей в музыкальное событие.
 
Музыка воспринимается в Африке совсем иным образом, нежели в Европе. В Африке музыка не является выражением чувств индивида или религиозных убеждений общности. Муызка в Африке - это неотъемлемая часть социальной жизни и продуктивная форма коммуникации. Ритмы формируют единство. Во многих случаях музыка используется как средство против болезней или способ получить благоволение богов. Музыка способствует взаимодействию между людьми и даёт им место в общности.
 
Apala
 
Информация приведенная ниже, не является энциклопедией о стилях Африканской музыки (их несметное количество). Здесь же, мы представляем наиболее популярные стили, имеющие Африканские корни. Мы не упоминаем о заимствованных стилях, например Axe (на языке Йоруба означает "жизненная сила") так как, это африканизированная Бразильская поп музыка. Музыка многих звезд таких как Angelique Kidjo представляет Африканские традиции, но она основана на музыкальном стиле другого континента, в данном случае это Funk, и соответственно не может быть представлена на данной странице. Исключение составляет только REGGAE , да и то только за счет того, что распространение этого стиля на Африканском континенте можно сравнить по масштабам только с эпидемией.
 
Однако, невозможно перечислить и все стили основанные на этнической музыке черного континента. У них в каждом племени свои барабаны, и каждый имеет свой "язык". "Языков" у говорящих барабанов, почти столько же, сколько языковых диалектов (а их на территории Африки более 2000). Каждый барабан имеет свой ритм, создавая свой музыкальный стиль. Не хочу объять необъятное, расскажу о самом интересном, дабы и вы представление имели о том, как в Африке играют и поют.
 
Fuji
 
Стиль Fuji возник из традиционной музыки Йоруба, Apala - молитвенного пения под аккомпанемент "говорящих" барабанов. Религиозное песнопение превратилось в конце 60-ых в танцевальную музыку благодаря Sikiru Ayinde, который сравнивал свою музыку с Японской горой любви - Фудзи. Это и определило название данного стиля.
 
В Fuji сохранились вокальные традиции мусульман, оставшиеся по наследству от Apala. Однако, лирика уже не имеет религиозной направленности. Также в Fuji сохранились ритмы Apala, которые отбиваются теперь на барабанах dun-dun. Одни из характерных инструментов для Fuji является гавайская гитара. Она во многом и определяет танцевальную направленность Fuji, добавляя ритмы "мамбы". Причем использования других струнных инструментов недопустимо.
 
Стиль поддерживают три кита Нигерийской сцены: Sikiru Ayinde, Ayinla Kollington и Wasiu Barrister. В конце 70-ых Ayinla Kollington увеличил темп музыки Fuji и "политизировал" тексты, что привело ко второй волне популярности стиля.
 
Hausa
 
В 7-ом веке ислам вторгся в черную Африку, сметая устоявшийся веками этнос и насаждая мусульманскую культуру. Лишь одна жительница тропической Африки смогла остановить конницу арабов - муха це-це. Ареал обитания этого маленького существа провел четкую границу распространения Ислама и сохранил этнокультуру многих Африканских народов.
 
Народ Хауса живет на территории современных Нигерии и Нигера на границе распространения Ислама. Это пограничное положение сказывается и на музыкальных традициях Хауса. Музыка этого народа разрывается между Исламом и языческим прошлым, что делит ее надвое: музыку больших городов и деревенские песни. В городе влияние ислама полностью подавило языческие этнические традиции Хауса, которые еще проявляются в сельской местности. В городах эта музыка носит религиозный характер. Восхваляющие Аллаха идет под аккомпанемент литавр и "говорящих" барабанов, причем музыкальное сопровождение вторично, главное лирика. Однако, чем дальше мы удаляемся от городов тем более разнообразна становится музыка. В ней начинают проявляться ритмы древних танцев Хауса такие, как Asauwara (веселый танец девушек "на выдане") и Boh (танец языческого духовного культа). Hausa музыка основана на мусульманской вокальной традиции и религиозной исламской лирикой в совокупности с пением "говорящих" барабанов. Основную ритмическую канву плетут небольшие барабаны Kulangu, в команде поддержки мы можем услышать лютню Kontigi и скрипки Kukkuma и Goje.
 
Jalis
 
Общим для всей музыки района Манде (Mande) является исключительное представление, организуемое группой профессиональных музыкантов - джали (jalis) или джели (jelis) или джелимусолу (jelimusolu), в случае если эту группу составляли женщины. Они рождались в социальной группе или касте, чье музыкальное и сказительское искусство носило наименование джалия (jaliya) или джелия (jeliya).
 
Традиционно общество Манде строилось на иерархических основах. На верхней ступени находились именитые или свободнорожденные - хорон (horon), род которых происходил от короля Сунджаты Кейты (Sunjata Keita) и его сановников. Они покровительствовали джели, которые составляли класс ремесленников ньямакала (nyamakala), в который входили потомственные музыканты, а также кузнецы и кожевники. Традиционно ньямакала заключали браки лишь внутри своей касты, и даже до сих пор люди, родившиеся в семье джели, рассматриваются именно как джели, даже, если они никогда не брали в руки музыкальный инструмент или не пели.
 
Все представители профессий в касте имели определенные фамилии. К примеру фамилию Канте носили кузнецы (впрочем также и многие музыканты), Куйяте были исключительно сказителями-джели. Фамилии Диабате (или Джобате в Гамбии), Коне (вариант Конте), Сиссоко (с вариантом Сусо в Гамбии) и фамилии Дамба и Сакилиба для женщин, Камиссоко, Сумано, Дамбеле и Сакко также практически всегда носили джели.
 
Существует множество легенд о происхождении джели. Некоторые музыканты рассказывают о том, как некий Сураката (Sourakata) искушал пророка Моххамада неверием и трижды, преследуя его, замерзал. На третий раз он осознал силу пророка, и его искусительные речи превратились в молитвы. С тех пор основная роль джели заключается в молитвенном воспевании. Вплоть до конца XIX века, когда колониальное управление в конце концов сменило традиционные королевские институты власти, джели стали придворными местных царьков Манса (Mansa). Они развлекали знать своими эпическими песнями и сказаниями об основных событиях истории королевства Манде. Они сохраняли знание о генеалогии и комплекс так называемых "молитвенных имен", которые соотносились с каждой фамилией.
 
Хотя их статус был не столь высок как у свободнорожденных, талантливые джели всегда пользовались большим уважением за их умение играть музыку и развлекать. Кроме того они были посланцами и советниками, которым можно было доверять. Относительно последних должностей высказался исполнитель на инструменте кора (kora) Джали Ньяма Сусо (Jali Nyama Suso): "Знатный человек не будет говорить свободно с каким-нибудь представителем своего же класса, потому как он может стать противником, в то же время музыкантам доверять можно, поскольку они не представляют никакой угрозы... Они - журналисты, рассказывающие как о настоящем, так и о событиях из прошлого. Искусство джели кроется в их способности возносить молитвы, которые давали нашим королям смелость для победы в боях". Сейчас они могут петь не для королей, а для политиков и бизнесменов, но они выполняют очень похожие функции. Дар речи сделал джели идеальными посредниками. Они улаживают ссоры и вражду, служат сватами и обсуждают самые щекотливые экономические и политические вопросы. Как сказал один из блистательных молодых малийских исполнителей на коре Тумани Диабате (Toumani Diabate): "Джели - это иголки, которые сшивают".
 
Джели похожи на закрытый цех, они ревниво и с определенной секретностью оберегают свою профессию и свои знания. До недавних пор человеку, не являющему джели, было трудно овладеть музыкой, как профессией, и на практике таких людей было очень немного. Человек, являющий собой одно из самых известных исключений, - Салиф Кейта (Salif Keita) - знатный по рождению, он против воли своих родителей выбрал путь профессионального певца. Таким образом он дал понять, что он - артист и не имеет никаких специфических социальных обязательств перед джели.
 
Влияние музыкантов Манде в Западной Африке вышло далеко за пределы проживания народов королевства Манде. Некоторые музыканты-гриоты народа волоф ведут свое происхождение из Манде. В Сине-Салум, районе Сенегала, который расположен несколько севернее реки Гамбия, большинство пожилых традиционных музыкантов-гриотов включают классические произведения Манде в свой репертуар, и даже частично поют их на языке манинка. Сенегальские суперзвезды Юссу Н'Дур (Youssou N'Dour), по национальности волоф, и Бааба Мааль (Baaba Maal), по национальности тукулор, записывали версии многих тем Манде.
 
Традиционно жизнь джели основывалась на великодушии покровителей или джатиги (jatigui). В доколониальные времена, покровителями были короли, или другие члены касты свободнорожденных - фермеры, торговцы и мурабуты (mourabout) - мусульманские святые. Вплоть до получения независимости, когда джели первыми получили работу в ансамблях, оплачиваемых из бюджета правительства, им никогда не платили, а дарили подарки. Иногда в качестве большого великодушия такими подарками могли стать надел земли, животные, дом, золото, жены или рабы. До сих пор джели славят своих покровителей словом "кеменила" (kemenila), которое означает "тот, кто дает сто (каких-либо) предметов".
 
Покровитель и джели находятся в состоянии близкой, доверительной и взаимозависимой дружбы. В доколониальные времена в случае смерти покровителя-джатиги, джели мог даже совершить самоубийство. "Lanaya soro man di" ("нелегко найти человека, которому можно верить") - это постоянный припев в песнях Манде, напоминающий и джели, и покровителю о необходимости быть лояльными по отношению друг к другу. Те, кто считают себя покровителями, серьезно полагаются на советы и дипломатические способности своих джели. Президенты Мали, Гвинеи и Сенегала воспевались в тысячах песен, но поскольку джели были "молитвенными певцами", их отношения не строились на уступках. Как сказал Джели Ньяма Сусо: "у меня могут быть покровители, но ни один из них мне не босс".
 
kwassa kwassa
 
В 1980-90 годах конголезская музыка в стиле сукус (soukous) распространилась в Малави, получив название kwassa kwassa. Эти ритмы и мелодии частично смешались с местными музыкальными явлениями времени. Очень популярной частью этого смешения стали ритмы ска (ska) и рэгги (reggae). Одними из основных представителей стиля настоящего времени является Sapitwa, группа, возглавляемая клавшником Патриком Тембо (Patrick Tembo) и гитаристиом Тепу Ндиче (Tepu Ndiche) с отличительным великолепным вокалом.
 
Makossa
 
Распространенный в камерунском городе Дуала, стиль Makossa доминировал на поп-сцене страны с 1960-ых, а с появлением в 1972 году смешанной с фанком темы Soul Makossa Manu Dibango, он за короткий срок достиг слушателей всего мира. В своем раннем виде этот стиль представлял собой фолклорные песни и танцы, которые получили распространение в миссионерских школах Дуалы, где их играли на гитарах и аккордеоне. Возможно, наиболее замечательным исполнителем раннего периода стал Eboa Lotin, кассеты со сборниками которого были широко распространены в Дуале. В начале 1970-ых годов, Makossa резко стал городским, электрическим стилем с танцевальным ритмом, рассчитанным на ночные клубы. Затем в 1980-ых он трансформировался в pop-makossa, который в обилии производился в Париже. Самую эффектную музыку в этом стиле играла так называемая National Team of Makossa - группа проживающих в Париже музыкантов, среди которых были басист Aladji Toure (лидер коллектива), а также Toto Guillaume и Ebeny Wesley. Лучшими певцами этой поры были Moni Bile и Moundy Claude (также известный как "Petit Pays"). Для того, чтобы ощутить вкус ранних восьмидесятых и несколько дрожащий высокий вокал, нужно услышать (альбом?) Ami, который принес международный успех Bebe Manga. Также можно послушать Ben Decca, элегантные makossa-миксы в исполнении группы Esa или Prince Eyango или Misse Ngoh.
 
Другими камерунскими исполнителями в стиле Makossa, с которыми необходимо ознакомиться, являются Sam Fan Thomas (благодаря подборке African Tipic он стал вторым после Manu Dibango наиболее известным камерунским музыкантом в мире), гитарист Toto Guillaume, который подпевал практически всем, включая Miriam Makeba, и был одним из основных "инженеров-взрывников", смешавших антильский zook с африканской музыкой и Lapiro Mbanga, который достиг славы благодаря своим оппозиционным песням, спетым на язвительном пиджин-инглише.
 
Morna
 
То, чем является танго для Аргентины или фаду (fado) для Португалии, для Кабо Верде стала морна. Этому наиболее популярному на всем архипелаге национальному песенному жанру по меньшей мере полтора века. Она является обязательной частью в репертуаре любой группы из Кабо Верде. Морна открывает душу этого народа.
 
Морна балансирует между музыкой и поэзией, это и лирическая песня с глубоко меланхолическим духом, и танец. Почти всегда морны сочиняются и исполняются на креольском португальском языке, это - медленные минорные мелодии. Сердцем жанра являются стихи, которые могут рассматриваться как отдельная поэтическая форма. Они рассказывают о любви и о тоске по близкому человеку, о красоте родины, о долгом путешествии и о разлуке, о страданиях в чужих краях, о смерти. Это музыка глубоко ощущаемой меланхолии, людей, которые хотели бы жить на своих родных островах, но вынуждены уезжать для того, чтобы выжить.
 
Один из старейших музыкальных жанров архипелага появился на балах в начале XIX века, вместе с тем корни морны являются предметом продолжающихся споров. Есть теории, что на морну оказала влияние португало-бразильская модинья (modinha), португальское фаду или, возможно, африканские ритмы из Анголы. Этот треугольник "модинья-фаду-морна" настолько ярко выражен, что связь всех трех стилей очевидна. В своей ранней форме на острове Боавишта (Boavista), морна была бодрым сатирическим музыкальным жанром. Классические темы - любовь, эмиграция зазвучали в морнах благодаря композитору Эужениу Таваришу (Eugenio Tavares). Позже на острове Сан-Висенте (Sao Vicente) Б.Леза (B.Leza) и Мануэль ди Новаш (Manuel de Novas) вновь придали ей жизнерадостное, полное счастья звучание. На настоящий момент наилучшие морны сочинены Э.Таваришем, но стиль до сих пор активно развивается.
 
До появления электрических музыкальных инструментов в шестидесятых, морны исполнялись одним певцом в сопровождении струнных ансамблей. Они включали в себя по меньшей мере одну гитару, часто скрипку, иногда бас, фортепиано или аккордеон. Высокий струнный звук, благодаря которому можно определить многие морны, извлекался из кавакиньо (cavaquinho) - инструмента, популярного в Португалии и в Бразилии, откуда он и попал на острова. Кавакиньо очень похож на укулеле (гавайскую гитару). Это инструмент с четырьмя струнами, настроенными как четыре верхние струны гитары. Другим использовавшимся инструментом была виола (viola) - 12-струнная португальская тенор-гитара, которая несколько короче стандартного образца. Ритм морн поддерживался маракасами (maracas), которые время от времени используются и до сих пор. В современных морнах звучат трубы, саксофоны, кларнеты и электрогитары - они ведут мелодию или используются в инструментальных проигрышах, которые также сопровождаются фортепиано, синтезаторами, струнной и иногда джазовой ударной секцией.
 
Среди самых известных исполнителей морн - Сесария Эвора (Cesaria Evora), Джосинья (Djosinha), великий музыкант и талантливый скрипач, который умер несколько лет назад, и Бана (Bana). Бана, певец из города Минделу (Mindelo) на острове Сан-Висенте, обладатель замечательного голоса. В течение многих лет он работал с Б.Лезой, композитором-инвалидом, которому Бана помогал передвигаться. После блужданий по Роттердаму и Парижу, сейчас Бана обосновался в Лиссабоне и, благодаря помощи братьев, Мендиш (Mendes Brothers) вновь начинает выступать.
 
Среди других хорошо известных исполнителей морны необходимо упомянуть Ильдо Лобу (Ildo Lobo), который в то же время является лидером группы Ош Тубароеш (Os Tobaroes), певиц Марию Алисе (Maria Alice), Селину Перейру (Celina Pereira), Титинью (Titinha) и Созинью (Saozinha). Также нужно сказать и о Антониу Висенте Лопеше (Травадинье ) (Antonio Vicente Lopes (Travadinha), который мастерски владел кавакиньо.
 
Benga
 
В Кении, язык - является основным фактором определяющим музыкальный стиль. На территории страны уживаются более 40 языков, однако, большинство населения относятся к народностям Луо, Лухья, Камба и Кикуйю. Луо живут на побережье озера Виктория, что на востоке Кении. Их музыкальные традиции являются основой стиля Benga. В конце 60-х он стал настолько популярным, что вышел за пределы Кении. Он покорил Уганду и Руанду, Танзанию и Бурунди, да и в самой Кении его влияние стало настолько велико, что другие народы стали использовать музыку Луо Banga. Вытесняя другие стили, а сегодня в Кении помимо него остался только один самобытный Кенийский стиль Cavacha, Banga стала сомой популярной музыкой в Кении. Она основана на импульсивной басс гитаре, красивом Африканском голосе и гитаре, которая заканчивает каждую вокальную партию, продолжая мелодию.
 
Griot 
 
В принципе, Griot к музыке ни какого отношения не имеет. В западной Африке иначе относятся к людям, умеющим красиво рассказывать увиденное. Во многих языках Банту нет слова "журналист", их называют "людьми, которые рассказывают истории". Рассказчик весьма уважаемый человек. Он собирает народ, который рассаживается вокруг него и жадно глотает каждое сказанное слово. Когда рассказ заканчивается, все начинают его бурно обсуждать. Перебивать рассказчика недопустимо. Для Африканцев речь и пение принципиально друг от друга не отличаются. Griot - это музыка слова, выходящее из уст талантливого рассказчика, которого называли Гриотом или Джали. Его можно сравнить со средневековым странствующим певцом. Они хранили исторический эпос и пересказывали его следующим поколениям.
 
Принц Мали Keita был Гриотом, в своих песнях он дал определение этому направлению Африканской культуры: " мы - сосуды речи, мы - склады, в которых нашли пристанище вехи истории. Без нас имена королей исчезли бы в забвении, мы - память о человечестве" (скромно, не правда ли). Джали или Гриот это музыкант и поэт, рассказчик и историк, судья и дипломат. Это живая библиотека, хранящая музыкальные и речевые традиции уходящие своими корнями в 13-ое столетие. Он несет в себе рассказы своих предков, он вне политики, он учит королей истории своего народа.
 
Для выразительности Гриоты сопровождали свои рассказы музыкой, которую исполняли обычно на коре или нгони. Когда рассказчики прибегали к помощи других музыкантов, то к этим инструментам добавлялись говорящие барабаны. Язык барабанов сильно влиял и на ритмический рисунок рассказа. Слова Гриота дублировали барабаны, у них был один ритм, они различались лишь тональностью. Техника ведения рассказа его темп живо до сих пор и всем известный RAP ни что иное, как "современный" Griot. Да, он уже не несет той смысловой нагрузки, но вся внешняя атрибутика сохранена. В приведенных MP3 примерах нет чистого Griot. Запись Griots была сделана известным этнографом Стефаном Джаном. Рассказ идет под аккомпанемент баробанов Дун-дун. Umar Bin Hassan - современный Rap исполнитель, в творчестве которого традиции Griot наиболее выражены. Для поддержания этих традиций, он приглашает на записи своих альбомов Африканских музыкантов, играющих на народных инструментах. В приведенных на этой страничке отрывках его песен вы услышите доусонгони, кору, барабаны тама на которых играют известные артисты западной Африки такие как Foday Musa Suso, Aiyb Dieng.
 
Iscathamiya
 
Это хоровое пение южно Африканского народа Зулу. Возникло оно после прихода колонизаторов, которые создали горнодобывающую промышленность, и свозили на работу в шахты местное мужское население. Оно очень скучало и пело с тоски, а так как Зулусы кроме походных военных "кричалок" ничего петь не умели, то их они и пели, но очень задушевно. Видимо это вызывало и у колонизаторов ностальгию, и подступившая сентиментальность заставляла их содействовать развитию Зулуского хорового пения. В Ю.А.Р. до сих пор проводятся фестивали Iscathamiya, причем на государственные деньги. Большую известность в мире завоевал хор Ladysmith Black Mambazo, который работал вместе с Питером Габриелом Полом Саймоном и т.д.
 
Mandingo
 
Мандинго, это большая этническая группа, которая разговаривает на одноименном диалекте языка банту. Когда-то единое государство Манден объединяло этих людей, сейчас историческая область поделена множеством государств западной Африки. Единый язык и музыкальные традиции создают основу Mandingo Music. Этот стиль описать крайне сложно. В Мали он подвержен сильному арабскому влиянию, в Сенегале Волоф ритмам. Сегодня любого исполнителя поющего на языке Мандинго, относят к этому стилю.
 
Mbalax
 
Основой стиля являются ударные инструменты народности Волоф (Сенегал) такие как: сабар (большой барабан низкой тональности), джембе (барабан по форме напоминает песочные часы), тама (двухсторонний говорящий барабан, который во время игры держат подмышкой). Музыка Волоф (только барабаны) под влиянием Кубинских ритмов и Американской поп музыки, приобретает мелодичность и преобразуется в самый известный в Европе Африканский стиль музыки Mbalax. Отличительной чертой данного стиля может быть яркий диалог между солистом и барабанщиком тама, что является кульминацией песни. Музыка дала рождение энергичному танцу Ventilateur. В этом стиле играют такие звезды, как Youssou N'Dour, Coumba Gawlo, Ismael lo.
 
Mbaganga
 
Этот стиль также называют городским джайвом. Он родился в 60-х в городах Южной Африки, в которых происходило смешение двух культур. Этнические традиции Зулу деформировались под влиянием белых колонизаторов. Примером того, что при этом получилось, является группа Juluka в которой играет Зулус Sipho Mchunu и Англичанин Johny Clegg.
 
Reggae
 
Музыка Reggae была привезена на Африканский континент Bob Marley, который выступил на праздновании независимости Зимбабве, а позже давший знаменитый концерт в Хараре (1980 г.). Песня Africa Unite стала гимном континента. Музыка Reggae, сливаясь с Африканской манерой вокала и этническими инструментами, сильно преобразилась, и получила название Reggae корней. Этот стиль завоевал сердца Африканцев, однако, не вышел за пределы континента. Единственной группой известной в Европе можно назвать Alfa Blondy.
 
Soukouss
 
Стиль Soukouss вышел из популярного в Африке, в 50-ые годы, CUBAN RHUMBA. Который, смешавшись с танцевальными ритмами Kwassa Kwassa и Zouk, приобрел Африканский колорит. Данный стиль, рожденный в Конго и Заире, сегодня охватил всю Африку и по популярности уступает только Reggae.
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: afro-baraban (04.11.2010)
Просмотров: 2903 | Рейтинг: 0.0/0

Интересное

Поиск