Четверг, 09.05.2024, 10:23
Приветствую Вас Гость | RSS

Африканские барабаны

Категории раздела

Интересное

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Африканские музыкальные инструменты
Музыка негроидных народностей Африки не знает теоретически осознанных систем звукорядов за исключением традиционных способов настройки музыкальных инструментов. Эти звукоряды еще не достаточно изучены, древнейшие из них восходят к пентатонике. Пентатонный колорит типичен и для песенных ладов вокальной музыки многих народностей западной и центральной Африки. Наиболее распространенные лады состоят из нескольких устойчивых опорных звуков с интервалами кварты, квинты и октавы. Проходящие мелодические звуки фиксированы не всегда устойчиво, их интервалике характерны менее чем полутоновые, часто четвертитоновые отклонения. Проходящие ноты могут располагаться в хроматической, а иногда и в диатонической последовательности. Широко распространены также гекса- и гептатонические звукоряды, в которых активную роль играет скользящий интервал т.н. «нейтральной терции», (лежащей как бы между большой и малой терцией), используемый в качестве мелодического.
 
Одной из самых типичных особенностей выразительных средств музыки негроидных народов является динамика тембровой окраски звука. Для манеры пения характерна сила и напряженность звучания, хрипловато-гортанный тембр и склонность к использованию крайних областей вокальной тесситуры. Эта особенность наиболее заметна в смешанном хоровом пении, где густые, мощные басы противостоят пронзительно резким высоким регистрам, при игре на духовых инструментах: -охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах и огромных трубах из слоновых бивней и древесных стволов - постоянно имитируются интонации и тембр человеческого голоса. Художественное своеобразие африканской музыке придает звучание ударных инструментов, занимающих центральное и наиболее почетное место в любом ансамбле. В музыкальной практике негроидных народов насчитывается несколько десятков основных типов барабанов и многие сотни их разновидностей. Размеры их простираются от крохотных погремушек до гигантских вертикальных барабанов более двух метров высотой. Наиболее распространены средние барабаны с одной мембраной, известные в Европе под общим названием «там-тамов». На них играют стоя или сидя, зажимая корпус барабана между колен.
 
Все барабаны тщательно настраивается на определенный тон, высота которого может изменяться в зависимости от места удара и степени сдавливания корпуса. Звучание ударных имеет не только темброво-ритмическое, но и тембро-мелодическое значение. Ансамбль из нескольких барабанов с различной настройкой звучит мелодически в полном смысле этого слова. Следом за барабанами идут разнообразные ксилофоны и маримбы (разновидность ксилофона с резонаторами из высушенных тыкв под каждой пластинкой), гонги, колокольчики, трещотки и множество простейших ударных в виде кусков сухого дерева, крупных раковин: и покрытой зазубринами пальмовое корм, по которой скребут заостренной палочкой. Ударное звучание и взрывные интонации присущи в той или степени всем видам инструментального и вокального исполнения.
 
Струнные инструменты негроидных народностей Африки распространены почти также широко, как и ударные. Большинство из них являются развитием и видоизменением лука с несколькими тетивами-струнами (тип примитивной арфы) или содержат несколько луков разного размера, закрепленных на общем основании - деке. Существуют также лютневые инструменты различных типов. Сложнейшие из них «кора» - имеет 21 струну. Наиболее совершенный из струнных - «мвет», разновидность лука (иногда прямой отрезок бамбукового ствола) с восемью струнами, разделенными в середине на две группы для правой и левой руки и снабженными тремя резонаторами для более полного и продолжительного звучания. Очень популярен и своеобразный щипковый инструмент «мбира» (называемые также «санца», «кабир») - набор деревянных или металлических пластинок, закрепленных на небольшой доске и располагаемых для большей звучности вблизи резонирующей полости высушенной тыквы или большого кувшина.
 
В последнее время музыкальный инструментарий африканцев расширяется за счет европейских инструментов, все чаще используемых народными исполнителями. Шестиструнная гитара, аккордеон, металлические трубы и саксофоны, доступные ранее только музыкантам больших городов, постепенно завоевывают права гражданства в современном фольклоре, нередко соседствуя рядом с наиболее традиционными инструментами. Смычковые струнные не получают заметного распространения, очевидно в силу трудности острой ритмической акцентировки на подобных инструментах. До завоевания независимости в большинстве стран центральной, южной и западной Африки даже самые талантливые музыканты не могли получить законченной специализации и практически никак не выделялись из массы народа. В деревнях музыкант был рядовым членом общины, который трудился в поле наравне со своими односельчанами. В некоторых случаях он принадлежал к группе ремесленников и пользовался таким же уважением, как искусный кузнец, гончар или брадобрей. Усложнение общественное жизни, дальнейшее разделение труда и изменение требование, предъявляемых к искусству, приводило к выделению талантливых музыкантов из среды сельского и особенно городского населения. Расширение социального и трудового опыта артиста влекло за собой далеко идущие преобразования в самой природе музыкально-художественного творчества африканцев. Оно приводило к ослаблению, вырождению, а подчас и полному исчезновению магических, культовых и религиозных моментов в их музыкальном искусстве. Рост общественного самосознания, усиление реалистического отношения к действительности заставляло искать новых форм музыкального выражения. Современное развитие музыкальной культуры негроидных народов Африки идет к освоению лучших достижений мирового искусства и небывалому расцвету национального художественного творчества, где старые традиции будут служить прочной базой для нового.
 
После завоевания независимости во многих странах появились первые профессиональные кадры композиторов, часть которых получила образование в европейских университетах, Среди них выделяются Жорж Кабаселе (Конго), Кейта Фодеба (Гвинея) и др. Многие музыкальные деятели современной Африки являются также крупными фигурами в общественно-политической и государственной деятельности своих стран. Композиторы создают лирические и массовые песни, музыкально-драматические сюиты, посвященные истории своего народа, борьбе за освобождение, подвигам народных героев. Большинство таких произведений строятся на фольклорном материале. В то же время многие популярные песни становятся подлинно народными. Популяризации африканского искусства за пределами Африки способствовали гастроли солистов и художественных ансамблей Мали, Ганы, Гвинеи и других стран, документальные фильмы о музыке и танцах различных народностей континента, выпуск аудиопродукции с записью африканской музыки и музыкальные радиопередачи. В то же время музыкальное искусство народов колониальных и зависимых стран по-прежнему не получает возможностей для развития, а музыкальное образование, совершенствование мастерства и концертная деятельность остаются недоступными для представителей африканского населения.
 
 
 
 
Категория: Мои статьи | Добавил: afro-baraban (04.11.2010)
Просмотров: 5338 | Рейтинг: 0.0/0

Интересное

Поиск