Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0
|
Главная » 2010 » Ноябрь » 5 » Африканские музыкальные инструменты
00:44 Африканские музыкальные инструменты |
Музыка негроидных народностей Африки не знает теоретически осознанных систем звукорядов за исключением традиционных способов настройки музыкальных инструментов. Эти звукоряды еще не достаточно изучены, древнейшие из них восходят к пентатонике. Пентатонный колорит типичен и для песенных ладов вокальной музыки многих народностей западной и центральной Африки. Наиболее распространенные лады состоят из нескольких устойчивых опорных звуков с интервалами кварты, квинты и октавы. Проходящие мелодические звуки фиксированы не всегда устойчиво, их интервалике характерны менее чем полутоновые, часто четвертитоновые отклонения. Проходящие ноты могут располагаться в хроматической, а иногда и в диатонической последовательности. Широко распространены также гекса- и гептатонические звукоряды, в которых активную роль играет скользящий интервал т.н. «нейтральной терции», (лежащей как бы между большой и малой терцией), используемый в качестве мелодического.
Одной из самых типичных особенностей выразительных средств музыки негроидных народов является динамика тембровой окраски звука. Для манеры пения характерна сила и напряженность звучания, хрипловато-гортанный тембр и склонность к использованию крайних областей вокальной тесситуры. Эта особенность наиболее заметна в смешанном хоровом пении, где густые, мощные басы противостоят пронзительно резким высоким регистрам, при игре на духовых инструментах: -охотничьих рогах, тростниковых флейтах, окаринах и огромных трубах из слоновых бивней и древесных стволов - постоянно имитируются интонации и тембр человеческого голоса. Художественное своеобразие африканской музыке придает звучание ударных инструментов, занимающих центральное и наиболее почетное место в любом ансамбле. В музыкальной практике негроидных народов насчитывается несколько десятков основных типов барабанов и многие сотни их разновидностей. Размеры их простираются от крохотных погремушек до гигантских вертикальных барабанов более двух метров высотой. Наиболее распространены средние барабаны с одной мембраной, известные в Европе под общим названием «там-тамов». На них играют стоя или сидя, зажимая корпус барабана между колен.
Все барабаны тщательно настраивается на определенный тон, высота которого может изменяться в зависимости от места удара и степени сдавливания корпуса. Звучание ударных имеет не только темброво-ритмическое, но и тембро-мелодическое значение. Ансамбль из нескольких барабанов с различной настройкой звучит мелодически в полном смысле этого слова. Следом за барабанами идут разнообразные ксилофоны и маримбы (разновидность ксилофона с резонаторами из высушенных тыкв под каждой пластинкой), гонги, колокольчики, трещотки и множество простейших ударных в виде кусков сухого дерева, крупных раковин: и покрытой зазубринами пальмовое корм, по которой скребут заостренной палочкой. Ударное звучание и взрывные интонации присущи в той или степени всем видам инструментального и вокального исполнения.
Струнные инструменты негроидных народностей Африки распространены почти также широко, как и ударные. Большинство из них являются развитием и видоизменением лука с несколькими тетивами-струнами (тип примитивной арфы) или содержат несколько луков разного размера, закрепленных на общем основании - деке. Существуют также лютневые инструменты различных типов. Сложнейшие из них «кора» - имеет 21 струну. Наиболее совершенный из струнных - «мвет», разновидность лука (иногда прямой отрезок бамбукового ствола) с восемью струнами, разделенными в середине на две группы для правой и левой руки и снабженными тремя резонаторами для более полного и продолжительного звучания. Очень популярен и своеобразный щипковый инструмент «мбира» (называемые также «санца», «кабир») - набор деревянных или металлических пластинок, закрепленных на небольшой доске и располагаемых для большей звучности вблизи резонирующей полости высушенной тыквы или большого кувшина.
В последнее время музыкальный инструментарий африканцев расширяется за счет европейских инструментов, все чаще используемых народными исполнителями. Шестиструнная гитара, аккордеон, металлические трубы и саксофоны, доступные ранее только музыкантам больших городов, постепенно завоевывают права гражданства в современном фольклоре, нередко соседствуя рядом с наиболее традиционными инструментами. Смычковые струнные не получают заметного распространения, очевидно в силу трудности острой ритмической акцентировки на подобных инструментах. До завоевания независимости в большинстве стран центральной, южной и западной Африки даже самые талантливые музыканты не могли получить законченной специализации и практически никак не выделялись из массы народа. В деревнях музыкант был рядовым членом общины, который трудился в поле наравне со своими односельчанами. В некоторых случаях он принадлежал к группе ремесленников и пользовался таким же уважением, как искусный кузнец, гончар или брадобрей. Усложнение общественное жизни, дальнейшее разделение труда и изменение требование, предъявляемых к искусству, приводило к выделению талантливых музыкантов из среды сельского и особенно городского населения. Расширение социального и трудового опыта артиста влекло за собой далеко идущие преобразования в самой природе музыкально-художественного творчества африканцев. Оно приводило к ослаблению, вырождению, а подчас и полному исчезновению магических, культовых и религиозных моментов в их музыкальном искусстве. Рост общественного самосознания, усиление реалистического отношения к действительности заставляло искать новых форм музыкального выражения. Современное развитие музыкальной культуры негроидных народов Африки идет к освоению лучших достижений мирового искусства и небывалому расцвету национального художественного творчества, где старые традиции будут служить прочной базой для нового.
После завоевания независимости во многих странах появились первые профессиональные кадры композиторов, часть которых получила образование в европейских университетах, Среди них выделяются Жорж Кабаселе (Конго), Кейта Фодеба (Гвинея) и др. Многие музыкальные деятели современной Африки являются также крупными фигурами в общественно-политической и государственной деятельности своих стран. Композиторы создают лирические и массовые песни, музыкально-драматические сюиты, посвященные истории своего народа, борьбе за освобождение, подвигам народных героев. Большинство таких произведений строятся на фольклорном материале. В то же время многие популярные песни становятся подлинно народными. Популяризации африканского искусства за пределами Африки способствовали гастроли солистов и художественных ансамблей Мали, Ганы, Гвинеи и других стран, документальные фильмы о музыке и танцах различных народностей континента, выпуск аудиопродукции с записью африканской музыки и музыкальные радиопередачи. В то же время музыкальное искусство народов колониальных и зависимых стран по-прежнему не получает возможностей для развития, а музыкальное образование, совершенствование мастерства и концертная деятельность остаются недоступными для представителей африканского населения.
|
Просмотров: 2248 |
Добавил: afro-baraban
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
Календарь
« Ноябрь 2010 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|